|
|
|
|
| |
В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто приблудные духи, обычно безобидные. Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили :" Чур, меня защити"
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии - духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам. Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, - кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял Домовой - Худ.Стася Александроваочистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Восточным славянам домовой близок, поскольку является главным героем многих мифов, сказок и преданий. В восточнославянской мифологии он является демонологическим персонажем, духом дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и тому подобное. Домовой тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме.
Различались два вида домовых: доможил, живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы "домовой не перевелся" (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных. По поверьям, домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку.
Вы не верите в существование домовых? А доводилось ли вам слышать в доме какие-то непонятные шорохи или обнаруживать пропавшие вещи в абсолютно неподходящих местах? Все это проделки домового. Наши предки старались ублажить домовенка, чтобы меньше проказничал. От его отношения к людям, живущим в доме, доброжелательного или наоборот, зависели здоровье жильцов и даже животных.
Иногда наши предки представляли домового существом семейным, имеющим жену и детей. Поэтому замужним женщинам, особенно тем, у кого роскошные волосы, рекомендовалось всегда ходить с покрытой головой, чтобы не вызвать зависть домовички, не обладающей подобным богатством.
Вообще домовой, несмотря на солидный возраст (его представляли в виде низенького седобородого дедушки) слыл большим проказником и мог наказать невнимательных или относящихся к нему без должного уважения хозяев. Например, перебить всю посуду в доме или навести порчу на домашнюю скотину. Поэтому, чтобы угодить домовому, на столе на ночь оставляли блюдце с молоком. Если семья переселялась, глава или старший в доме обязательно просили домового переехать вместе с ними. Считалось, что без него жилье утратит свое тепло, дух, или же домовой придет в новый дом сам и начнет мстить нерадивым хозяевам. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|